Каталог художника: www.supremanART.com

Алекс Гончаренко (род. Алексей Дмитриевич Гончаренко) – русский художник, монументалист, работает в стиле Техно-пангеометрия.
Родился 27 июля 1955 г. в г. Санкт-Петербург, в настоящее время проживает в г. Москва, Россия.
Член Московского Союза Художников с 1995 г. (Секция художников монументально-декоративного искусства), вступил в Союз Дизайнеров Москвы в 2004 г.
С 1985 года Алекс Гончаренко участвовал в ряде российских и международных художественных выставок, его работы экспонируются в частных и государственных коллекциях, в том числе в галереях и музеях Германии, Австрии, Люксембурга, Венгрии, Польши и России.

АЛЕКС ГОНЧАРЕНКО

АКТУАЛЬНОСТЬ КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ К КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

В своих вариативных пластических стратегиях Алекс Гончаренко обращается к культурной памяти цивилизации, к её истокам, к тем первоначалам, когда образы геометрии определяли место нашей планеты в космологической картине мира. В своём творчестве художник напоминает нам о том, что во всех древних культурах планета Земля закреплялась символом квадрата, его органикой, явленной числовой гармонией. Этот знак, ставший основой визуальной философии Алекса Гончаренко, не теряет сегодня своих фундаментальных и универсальных качеств, связывает достижения нанотехнологий, «склеивания» любых материй с радикальными научными исследованиями.


Образ квадрата во всех его «игровых» деконструкциях превращается в искусстве Алекса Гончаренко в модель, в инструментарий, в особый генетический код, соединяющий художественную практику, технологии и идеальный творческий феномен. Художник рассматривает его как живой организм, как субъект, как медиатор и посредник современной художественной мысли.


Многомерные конструкции Алекса Гончаренко выстраиваются по принципу самоподобия, формируя непрерывный процесс, близкий к развитию кристалла. В этой технологии совершенно отчётливо проявляется феноменальность фрактальной геометрии. Ячейки фрактальной стратегии, рассмотренные как бесконечно дробные единицы, образуют множество, обладающее удивительными свойствами. Повторяясь, они моделируют сложные «нелинейные» системы, сближаясь с развивающимися динамическими формами нашей цивилизации – от локомотива до летательного аппарата, от платоновских структур до редимейдных элементов поп-культуры. Их образы оплотняются, сдвигаются в диагонали, меняя свои уровни, или переходят к разрежению, варьируясь не только в своих масштабах, но и в своей оптике, никогда не теряя гармоническую систему координат. В этой позиции художник переживает драматургию непрерывной эволюции, ту подвижность, которая фактически не подчиняется традиционным методам. Варьируя конфигурацию своих структур, Алекс Гончаренко исходит из математических операций, из «маршрута» самого творческого процесса, постоянно оставаясь в фазе продолжения, фазе будущего.


 


Каждая композиция Алекса Гончаренко естественно множится, как организм, как клеточная комбинаторика, нарушая дискретность, автономность, диктуя художнику цвет, ритм, размеры, паузу и длительность, открывая волновые динамические состояния артефакта. Его общая масса облегчается, гравитация уменьшается, и обнаруженная энергия, усиливая диагональные векторы, устремляется в пространство. «Волновой» феномен в пластике Алекса Гончаренко фокусирует все преобразования формы и её эволюционные качества. Всевозможные сдвиги, осевые смещения, обращения в 3D-измерение, коллажирование цветом превращает его образы в конструкцию, в парадоксальный объект, одновременно наделяя его постмодернистской избыточностью или, напротив, новой лаконичностью и классичностью чистой конфигурации. В этих случаях артефакты Алекса Гончаренко начинают граничить с реалиями поп-арта, вместе с тем подчёркивая свой «аристократический» модернистский контекст, связанный с проунами Эль Лисицкого и супрематизмом К.Малевича, перекликаясь с работами Франка Стеллы. Художник естественно погружается в архаические формы художественного сознания, чтобы вновь возвратиться в интеллектуальные структуры, подчёркивая текстовую образность своей геометрии. Её смыслы мерцают, как на экране компьютера, позволяя пластической единице превращаться в букву, а последовательности пластических элементов образовывать слова и фразы. Этот процесс генерирует новые возможности для поиска рефлексивных языков, когда образность структурируется из отдельных паззлов, возвращая в актуальную культуру мудрость детской игры и прочитывая ее как новый текст, позволяющий соединить обычную повседневность, ее массовые формы с сакральностью знаковых систем. В этом тексте парадоксально обретается смысловое и экологическое единство всего живого и неживого, где философия дизайна обнаруживает свои изначальные проективные качества, напоминая о том, что человек есть мера всех вещей, а термин «искусство» по-гречески обозначался словом «технэ».


ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ
искусствовед, куратор, член-корреспондент Российской академии художеств